Стартовал новый этап-урок в группе ТЫК
Оксаночка Нечаева дала всем вот такое очень интересное задание.
Наша новая тема для обучения.
Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. То есть люди имеют схожее представление о гармонии, целостности, единстве.
Но лучше знать правила, чтобы было легче играть в эту увлекательную игру, не так ли? :)
Геометрический центр. С этим понятием все знакомы со школы. Он у фигуры один. А вот композиционных может быть и несколько. И в совершенно другом месте. Каком? Об этом была наша предыдущая тема, например :)
Композиционный центр может быть выделен:
1) контрастом света
2) контрастом цвета
3) размером
4) формой
То есть это то, на что наш взгляд упадет в первую очередь.
То есть в этом задании Вы должны отразить и объяснить такие вещи:
1) Сколько композиционных центров у меня есть на открытке.
2) Где они расположены (он расположен)
3) Каким способом я этого добивалась (добивался). - светом, цветом, формой, размером.
Начинаем!! :) Удачи и настроения в этой работе!!
Будем читать и вместе разбираться!!!!!!
Наваяла
И вот комментарии профессионала, Оксаночки Нечаевой:
"Вот сама идея и отражение ее в теме - из двух маленьких сердец одно большое - это хорошо.
Но тут просто очень явно "большое сердце" слишком большое. Забегая вперед, скажу, что не надо элементы располагать слишком близко к краю, когда возникает ощущение типа "Ура, влезло!". А у сердца еще одна "заморочка" есть - у него треугольный низ получился, который просто обязывает иметь пространство внизу открытки. Об этом будем говорить позже.
Если же говорить по теме в чистом виде - явная доминанта, выраженная размером :) Ура!!
Про золотое сечение: наиболее сильные - это левая нижняя и правая верхняя точка :) Считайте, что мы начинаем читать слева направо, то есть свойство нашего глаза - начинать слева. Но верхняя правая точка тоже сильная - при больших объемах обзора мы смотрим почему-то туда.
СПАСИБО!!"
очень емкая статья отсюда (перепечатываю): тык
5 условий комфортности в композиции
Дата добавления: 21.06.2010
Композиция это искусство составления или, на что явно указывает сам
термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область
композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой
графике. Термин "станковая" указывает на то что холст или лист
устанавливается на станке, то есть на мольберте.
Для начала мы будем говорить только о черно-белой или тоновой
композиции. Это значит что в наших композиционных схемах будут
присутствовать только два цвета - черный и белый без каких-либо
полутонов.
Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают
на подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее
законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей
композиции в нашем случае будет создание на ограниченной
прямоугольной плоскости пространства, которое подсознательно будет
восприниматься как комфортное.
Этой плоскостью можно распорядиться двояко: можно либо нанести на
нее в каком-то ее месте пятно, либо не наносить пятна. Ограниченная
плоскость и пятна - элементы составляющие композицию. Они обладают
качествами тона, размера и формы.
1. Первое условие комфортности - неравное количество черного и
белого в композиции. Это нужно для того чтобы ясно читалось, что есть
фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона
воспринимается то чего больше. А если количество черного и белого
равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за
невозможности явного предпочтения.
2. Второе условие комфортности - присутствие в пространстве
композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три
большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако,
это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например,
стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате
воспринимается как предмет среднего размера. Стул поставленный в
шкаф - большой предмет.
Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие,
средние и малые элементы - делает это пространство комфортным.
Теперь я предлагаю Вам вооружиться листом бумаги формата А-4 - это
будет наша плоскость - и кусочками черной бумаги маленького,
среднего и большого размера - это будут наши пятна. Разберем
способы выделения композиционного центра:
а).Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку
размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра
достаточно будет оставить его единственным в своем разряде.
Возникает вопрос: что же является композиционным центром - большое
черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный
центр не является пятном. Это точка, некий центр равновесия в пятне,
как если бы мы прикололи это пятно булавкой к вертикальной
плоскости. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный
центр находится где-то на линии, соединяющей их центры. Эта схема с
булавками не является точной методикой определения
композиционного центра, но она дает некоторую наглядность.
г). Сложные способы выделения композиционного центра.
5. Пятое условие комфортности - сбалансированность выходов пятен в
края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то
расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому
краю, то у нас создастся впечатление что наш лист обрезан справа и
является левой частью большего листа. То же произойдет если одно
пятно находится вплотную к левому краю - композиция будет
восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает
дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями,
композиция будет восприниматься как нечто цельное или как
центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы
пятен в края композиции должны компенсироваться.
термин, компоновки. Мы будем рассматривать узкую область
композиции, а именно композицию в станковой живописи и в станковой
графике. Термин "станковая" указывает на то что холст или лист
устанавливается на станке, то есть на мольберте.
Для начала мы будем говорить только о черно-белой или тоновой
композиции. Это значит что в наших композиционных схемах будут
присутствовать только два цвета - черный и белый без каких-либо
полутонов.
Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают
на подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее
законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей
композиции в нашем случае будет создание на ограниченной
прямоугольной плоскости пространства, которое подсознательно будет
восприниматься как комфортное.
Этой плоскостью можно распорядиться двояко: можно либо нанести на
нее в каком-то ее месте пятно, либо не наносить пятна. Ограниченная
плоскость и пятна - элементы составляющие композицию. Они обладают
качествами тона, размера и формы.
1. Первое условие комфортности - неравное количество черного и
белого в композиции. Это нужно для того чтобы ясно читалось, что есть
фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона
воспринимается то чего больше. А если количество черного и белого
равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за
невозможности явного предпочтения.
2. Второе условие комфортности - присутствие в пространстве
композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три
большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако,
это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например,
стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате
воспринимается как предмет среднего размера. Стул поставленный в
шкаф - большой предмет.
Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие,
средние и малые элементы - делает это пространство комфортным.

Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как
часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная.
Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как
пустая, скучная или монотонная. Фрагментарность и монотонность - две
крайности в композиции, которых мы будем стараться избегать.
часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная.
Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как
пустая, скучная или монотонная. Фрагментарность и монотонность - две
крайности в композиции, которых мы будем стараться избегать.
3. Третье условие комфортности - композиция должна восприниматься
как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого
узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр
это специально выделенное место в композиции, которое обладает
качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является
геометрическим центром листа.
как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого
узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр
это специально выделенное место в композиции, которое обладает
качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является
геометрическим центром листа.
Теперь я предлагаю Вам вооружиться листом бумаги формата А-4 - это
будет наша плоскость - и кусочками черной бумаги маленького,
среднего и большого размера - это будут наши пятна. Разберем
способы выделения композиционного центра:
а).Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку
размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра
достаточно будет оставить его единственным в своем разряде.

Накидайте на плоскость по несколько пятен каждого размера - большие,
средние и малые. А теперь уберите все большие пятна кроме одного.
Это пятно сразу начинает привлекать внимание, выделяться. Проделайте
такую же операцию со средними, а затем с малыми пятнами.
средние и малые. А теперь уберите все большие пятна кроме одного.
Это пятно сразу начинает привлекать внимание, выделяться. Проделайте
такую же операцию со средними, а затем с малыми пятнами.
б). Выделение пятна в качестве композиционного центра на нюансе
(инверсия).
(инверсия).

Попробуем выделить пятно, не убирая подобные ему. Накидаем на
плоскость по несколько пятен каждого размера. Теперь сделаем
маленькое белое пятно и поместим его на одно из больших черных
пятен. Таким образом, большое черное пятно начинает выделяться
среди подобных ему. В то же время, маленькое белое пятно тоже
выделено - среди маленьких пятен только оно одно белое.
плоскость по несколько пятен каждого размера. Теперь сделаем
маленькое белое пятно и поместим его на одно из больших черных
пятен. Таким образом, большое черное пятно начинает выделяться
среди подобных ему. В то же время, маленькое белое пятно тоже
выделено - среди маленьких пятен только оно одно белое.
Возникает вопрос: что же является композиционным центром - большое
черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный
центр не является пятном. Это точка, некий центр равновесия в пятне,
как если бы мы прикололи это пятно булавкой к вертикальной
плоскости. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный
центр находится где-то на линии, соединяющей их центры. Эта схема с
булавками не является точной методикой определения
композиционного центра, но она дает некоторую наглядность.
в). Выделение части фона в качестве композиционного центра.

Композиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной
окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то
посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих
пятен по периметру.
окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то
посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих
пятен по периметру.
г). Сложные способы выделения композиционного центра.

Часто композиционный центр выделяется не одним а несколькими
способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем
работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный
центр находится между тремя центрами: центром большого черного
пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона.
способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем
работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный
центр находится между тремя центрами: центром большого черного
пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона.
Теперь пора объяснить, почему пятна выделяющие часть фона связаны
по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции
восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от
пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать
белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится
понятие движения в композиции. Под движением в композиции
подразумевается подсознательная последовательность разглядывания
элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними
по ходу движения создает ритм, подобно тому как в музыке ритм
создается чередованием ударов и пауз различной длительности.
по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции
восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от
пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать
белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится
понятие движения в композиции. Под движением в композиции
подразумевается подсознательная последовательность разглядывания
элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними
по ходу движения создает ритм, подобно тому как в музыке ритм
создается чередованием ударов и пауз различной длительности.
4. Четвертое условие комфортности - пятна и промежутки между ними
должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным.
Даже если только промежутки или только пятна будут равной величины,
ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт.
Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие пластики.
Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к
танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей,
угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно
выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ
сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей
композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании
целого.
должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным.
Даже если только промежутки или только пятна будут равной величины,
ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт.
Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие пластики.
Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к
танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей,
угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно
выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ
сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей
композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании
целого.
Движение, ритм и пластика являются средствами организации
композиции. Например, используя движение мы можем привести
внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и
пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение.
Попробуйте выполнить это практически с помощью имеющегося белого
листа и черных кусочков бумаги.
композиции. Например, используя движение мы можем привести
внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и
пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение.
Попробуйте выполнить это практически с помощью имеющегося белого
листа и черных кусочков бумаги.
5. Пятое условие комфортности - сбалансированность выходов пятен в
края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то
расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому
краю, то у нас создастся впечатление что наш лист обрезан справа и
является левой частью большего листа. То же произойдет если одно
пятно находится вплотную к левому краю - композиция будет
восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает
дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями,
композиция будет восприниматься как нечто цельное или как
центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы
пятен в края композиции должны компенсироваться.

А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в
компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим
центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия.
Поэтому композицию в горизонтальном формате труднее собрать - она
имеет тенденцию "разламываться" надвое по этой вертикали.
Итак, мы рассмотрели основные принципы построения тоновой
двухкомпонентной композиции. В последующем материале мы
рассмотрим цветовую двухкомпонентную композицию и линейную
композицию. Кроме этих трех видов можно рассматривать и другие,
например, трехкомпонентные композиции (черно-бело-серые
композиционные наброски Эмиля Нольдэ) и т. д. Но эти возможности
мы оставляем за пределами нашего курса. Мы также не рассматриваем
всех способов организации пространства композиции - впоследствии Вы
можете с этим разобраться по мере практики.
Подведем итог всему что мы сейчас узнали о композиции.
компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим
центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия.
Поэтому композицию в горизонтальном формате труднее собрать - она
имеет тенденцию "разламываться" надвое по этой вертикали.
Итак, мы рассмотрели основные принципы построения тоновой
двухкомпонентной композиции. В последующем материале мы
рассмотрим цветовую двухкомпонентную композицию и линейную
композицию. Кроме этих трех видов можно рассматривать и другие,
например, трехкомпонентные композиции (черно-бело-серые
композиционные наброски Эмиля Нольдэ) и т. д. Но эти возможности
мы оставляем за пределами нашего курса. Мы также не рассматриваем
всех способов организации пространства композиции - впоследствии Вы
можете с этим разобраться по мере практики.
Подведем итог всему что мы сейчас узнали о композиции.
Композиция состоит из элементов:
1. плоскость
2. пятна
2. пятна
Композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:
1. неравное количество черного и белого
2. присутствие пятен трех размеров - больших, среднихи малых
3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
4. немонотонный ритм
5. сбалансированность композиции
2. присутствие пятен трех размеров - больших, среднихи малых
3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
4. немонотонный ритм
5. сбалансированность композиции
Средства организации композиции:
1. движение
2. ритм
3. пластика
2. ритм
3. пластика
Способы выделения композиционного центра:
а). выделение пятна по признаку размера
б). выделение пятна на нюансе (инверсия)
в). выделение части фона окружением
г). Сложные способы выделения
б). выделение пятна на нюансе (инверсия)
в). выделение части фона окружением
г). Сложные способы выделения
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Спасибо за комментарии. Ваше мнение очень для меня важно